Желание поехать на старты в Крым возникло неспроста и основано было на впечатлениях около пятилетней давности, когда Володя Левговец прислал на сайт первые фотографии о rc-бойцах Крыма.
А уже ставшие традиционными поездки в Крым метеоровцев и клинчан только разожгли тлеющее давно желание. Сезон в этом году я начал с Николаем Курбатовым - он любезно помог мне механиком в Ливнах, а его рассказ о поездках оказался очень весомым для меня.
Когда Николай предложил ехать в Крым с ним я понял, что при удачном стечении обстоятельств, сделаю это обязательно. Ведь самая моя постоянная и главная проблема - наличие грамотного механика - Николаем решается. Я очень благодарен ему за поддержку и считаю его весьма ценным механиком и классным пилотом. Тому есть подтверждение - подиумы на этапах в России и Крыму в 2009 году.
Время на поездку было выделено моим руководством - у меня есть полтора дня! Ура! Фантастика! Поехали.
После Ливен остаток самолетов - два + один не заряженный. На этап OPEN маловато, а хватит ли на 1х1? В Севастополе именно такой формат боя. Обтягивать еще один скелет? - времени все одно нет.
В дорогу минимум вещей, три самика, аппаратура, деньги, стартовый с инструментами. Топлива нет, винтов по минимуму, свечей нет - один энтузиазм и радость в Крым отпустили, семья поддержала - восторг.
Условия поездки - стартуем из Клина в пять - пять вечера! Значит в Клин - славный город - надо попасть после работы. Значит надо на нее попасть колесами - не люблю в центр Москвы ездить на машине. Выезжаю в шесть утра, чтобы дорога-жизни - ленинградка – была хоть как-то проходима. Работа закончится в два. Как всегда до последнего момента она есть и есть важная.
Успеваю и в два десять уже в пути. Пробка на набережной - очень плохо. Средненько на Тверской - лучше. В Химках – ура! - едут. В двадцати километрах от Клина температура ползет в красный сектор - холодный пот. Приходится останавливаться. Так и есть - вентилятор молчит, аж проводка перегорела. Вот, что так воняло в пробке под Зеленоградом, а я подумал не у меня... Что ж, печку - на полную, окна - вниз и вперед на встречу в Клин.
Уф, в Солнечногорске трафик маленький - успеваю к пяти на встречу. На стрелке случайно встречаю Геннадия Борисовича - нашего главного пилота авто как и его главный Турбодизель Транзит. На нем мы отправились в Крым. Как покажет будущее он то и обеспечит наше движение к заветным целям. Но это впереди, а сейчас грузимся в Клинском СЮТ. Это просторное здание, бывшая школа, где Борисыч преподает. Мастерская на загляденье наполнена красивыми работами ... Грузим скарб. В транзите специальные полки над задним рядом сидений. Этот прозорливо не снятый Борисычем ряд сидений позволит нам вернуться. Опять...это впереди. Запас техники у Коли внушительный, мои три самика размещаются рядом. Подъезжает Роман - он наравне с Геной и Колей пилотирует Турбодизель Борисыча. Выезжаем. Несколько остановок в Клину за газом для плитки, разговоры о достопримечательностях города и вперед на следующую стрелку со Змием - Алексеем Сашиным. В этот раз он без своего Транзита.
На укзанной Лехой развилке жду его почему-то, представляя как он тягает скарб и мешок самиков на себе. А он появляется как легендарный "Беспечный ездок" на чёпере из-за поворота развилки. Опа - бархло везет его механик Саша Тупикин. Леша только на стоянку моцик поставил.
Следующаяя встреча на Границе со вторым экипажем. Он оказывается женским. Ну и Саша, конечно, и еще маленький Коля. Не по годам развитый и хороший мальчик.
Граница пройдена по оценке Бывалых на ура. Начинаем движение по Украине. Сразу же сталкиваемся с ДАИ. Кстати те же Бывалые отмечают изменившееся отношение к россиянам. Мне невдомек - вежливые люди, какими и должны быть они на работе. Для меня новость, что ездить с ближним светом не обязательно. Наоборот, он привлекает известное внимание - спрашивают: "Что случилось?". О как!
Да не изгладимое еще в России. Отвлекаясь - вспоминал как в детстве гонялись с детьми за майскими жукамию Всегда мне они представлялись как единичные трофеи. А тут на заправке просто рой. Как мухи над медом. Облако майских под фонарным столбом. Впечатлило...
Надо сказать, что если не за рулем - состояние сомнабулическое и часто, проваливаясь в сон, не запоминаешь достопримечательностей в дороге. Да и я еще, имея свойство весьма утилитарно относиться к перемещению в пространстве, много по пути не запомнил.
Вот и это, когда случилось, сказать где случилось сам уже спустя два дня не смогу. Видел лишь то, что первая машина, шедшая впереди, вдруг на мнгновение скрылась за облаком белого дыма, а потом задымила и стала сбавлять. О! подумалось, как формуле один - движок взорвался. Как ото оказалось впоследствии близко к печальной истине.
Попытки на месте оживить мотор ни к чему не привели. Буксир, перераспределение экипажей, попытка поблизости найти сервис и пока по первичным признакам неисправности бодрое настроение...
Но когда начало гореть сцепление на Транзите, а может так показалось - ведь беда не приходит одна да и остаться без колес на дороге это весьма плохо, пришло время чесать репу и решать вопрос кардинально.
После длительных обсуждений и консультаций внутри экипажей и с крымскими пришли к выводу, что дальше Мелитополя тягать тяжелую ауди не представится возможным. А потому в этом городе и был найден с подсказки белгородских товарищей из магазина автозапчастей нужный сервис.
Следует сказать, что официалов я вообще на трассе ни разу не увидел. У кого есть жилье вдоль трассы - те и устраивают харчевни и мастерские. И вот на раз загнать на ремонт машину, на мой взгляд, проблема это! Кстати белгородцы ездят на работу в Украину через границу каждое утро - номер с регионом 31 обыденная вещь.
Решение не двигаться ни куда пока не прояснится масштаб неисправности первой машины было верным. ведь Мотор ауди порадовал свими разрушениями в полной мере. Стало ясно - попадалово. И как потом оказалось, за период пребывания нас в Крыму - проблема не разрешимая. Обратно все ехали на Транзите Борисыча - вот где пригодился третий ряд сидений!
В общем - форсунка согнута, шатун - согнут, клапана - сломаны, бошка - изуродована. Причина - разрушение турбины...
На всей этой проблеме теряем массу времени, в полный рост встает неопределенность бытия и призрак поездки на мерседесе-неоплан в Самару как-то уж очень близко и ярко начинает вырисовываться - кто помнит меня поймет.
Отправляемся в дальнейший путь. Транзит славно нагруженный новой компанией заметно присел, а кушать стал незначительно больше - цель впереди и даже кожей ощущается, а по телефону слышна, поддержка и участие крымских ребят.
К полуночи, а может позже останавливаемя на развязке с которой Андрей Буряк будет нас забирать, чтобы препроводить в гостиницу. Понимая наше состояние крымчане сделали все, чтобы облегчить нашу участь - низкий им поклон.
Стоим под куполом звездного неба, какое бывает только в Крыму (или в Крыме? или в Украине? или все же на Украине - мне так в режет ухо, привык я к на...) - звезд не сосчитай! А темнота - густая, даже какая-то липкая. Не смотря на поздний час студень темноты время от времени разрезается светом проезжающих авто. Не жарко, ну не то чтобы прохладно - просто колбасит с дороги что-ли.
Машина сдает задом - это Андрей. Все - злоключения кончились. Рывок в гостиницую Ну не водолазная база конечно, да - пусть от сауны уже отказались, да пусть - после размещения уже три по нашему. Но уже все - завтра только старты, завтра только - Победа. Гы....
Турбаза в лучших традициях советского времени. Оформление сложное, с отсутсвующим с дороги мозгом даже затруднительное. Анкеты на всех. Заявление на прописку может быть одно, но тогда и денег сразу сдавать на всех - путаница, усталось. Коридорная система. Заходишь с одного края и идешь к другому в номер. Хотя даже вода горячая есть и туалетная бумага - все чисто и актуально. Телек на столе не к месту - все вроде бы так, да как-то уже не привычно. Решетки на окнах слегка обламывают кайф покурить на балкончике.
Сон был глубок и короток - без снов.
Но разве это главное!?
Встаем рано. Снимаю с зарядки передатчик - все, что успел сделать с заезда в номер. Самики пустые, надеюсь успеть зарядиться в поле.
Загружаемся в забранный со стоянки Турбодизель. На парковке приветливый парень, кстати ночь стояки - ну очень лояльные затраты. Отправляемся на поле. Оно, кстати, находится на горушке возле того места где мы ждали Буряка Андрея.
Красота. Тепло. Солнце. Понимаю, что зря не взял какую либо кепочку - ай да загорю...
Ко времени нашего приезда поле уже было готово. Стояла новая звуковая установка, шатры, зона была аккуратно размечена - в общем, полный фарш. Да и ребята вовсю подлетывали.
Москвичей приняли с распростертыми объятиями, очень радушно и по домашнему. И даже ко мне не слишком знакомому новичку проявляли теплое гостепреимство.
Начало соревнований было практически как уславливались. Небольшая задержка возможно была связана с тем, что на построении было много сказано теплых слов в адрес гостей, хозяев и всех присутствующих. Да и двадцать минут не перебор когда, как практика показала, все налажено было четко. На открытии старта отметились прошлогодние победители - экипаж Курбатова. Были представлены все организаторы, судьи. Были и специалисты-медики - очень симпатичные. Зрителей отмечено не много, большинство заинтересованные авиамоделизмом - дети во главе с их руководителями и родителями.
Ну а дальше все как по нотам. Озвучка старта голосом - вот не признал чьим. Четкое ведение старта Главным судьей. Несмотря на занятость ведущего, коментарии были как говорится "в жилу" и весьма тонко сдобрены юмором.
По условиям старта скажу, что поле разбито было грамотно и тем не менее устроители сразу предупредили, что если, что не понравится с ветром или солнцем - все перенесем. Ветерок был легкий, чуть боковой, для нас ребят из оупэн просто комфортный. Потому на предложение с переносом площадки дружно возразили, как впрочем и при голосовании до скольки побед биться будем тоже остановились на прописных двух поражениях.
Кстати и зарядиться и облетаться успели как раз до всех событий - воремя и спокойно.
Судились залеты за боковые линии предупреждениями: три таковых - снятие. На мой взгяд судились сия нарушения магковато. Хотя судьи были с рациями флажками и на всех сторонах периметра.
Понравился формат взлета - 30 сек. на запуск - можно взлетать и уже в воздухе ждать начала отсчета полетного времени (команда СТАРТ) - далее развод моделей - и уж потом начало боя по команде (команда НАЧАЛО БОЯ). Я предпочитал взлетать и ждать в воздухе. Очень правильный формат. Ведь одновременный взлет моделей в погоне за очками и при некоей нестабильности многих аппаратов на взлете - не безопасно. А так... очень даже все на пилоте - может и подождать соперника не создавая ему препятствий.
Воздух на старте - это что-то. Самики чуть ли не в термиках висли. Ну уж планировали много более достойно чем где-либо!
Еще одно замечание по теме атмосферы - винты мои разворачивалиь при 24300 об/мин на земле, которые выдавали заточенные Алексом Форы25, на 3-4 секунде полета. Так я начал сливать эти старты. Невнятное начало состязаний для меня всегда очень тяжело. Очень давлеет невозможность ошибиться, когда по вине техники делаешь, что-то вынужено - концентрация теряется и не всегда удается заставить себя биться до конца. Остальные бои считаю для себя провел более, чем достойно.
Очень понравилась первая победа - после отруба мною ленты соперника, считаю, шансов у противника взять меня не было. Движки реально штырили, а шашловский самик летел лучше, чем я могу пилотировать.
Настроения после не вылета прибавилось.
Но и мандраж чуть добавился. После бессоных ночей ясно было, что выступлю не важно, а тут надежда...
Надежда - это страшный прессинг!
Во втором бою случилось то, чему я всегда был противником, не поддерживал и критиковал все, что с этим связано - замена действующей модели в текущем бою! Сашину Алексею мои извинения! - да помогает расклад со второй моделью, но при наличии слаженного экипажа и звонкой техники.
Зримого преймущества в бою не имел, но самик летел хорошо. Тактическая ошибка, а скорее отсутствие налета и соревновательного опыта боев один на один привела к тарану - картина маслом, как говорится! Как всегда не видел кто в кого, но не важно! Соперник продолжает бороться, они взлетают... приходится брать второй, который далеко в лагере - ждем - Николай уже вернулся из полетной зоны с остатком ленты. Но крепим новую полную - это быстрее. Вперед. Вперед. Коля за время пока я переключал передатчик - заправил топливо и уже заводит ... Вперед, вперед - взлет, развод, бой. Шансы не велики, но отруб компенсирует преймущество соперника и мои потери времени на земле.
Есть отруб! Надо посадку, но напряжение излишне велико - за весомые очки на посадке бороться не смог. Чуствую выйграл. Коля согласен с этой мыслью, произнесенной вслух.
Надежда, надежда... - один шаг до подиума! Один бой который стал самым мне понравившимся, но не моим...
Надежда разбилась в бою с Володей Сидоренко. До сих пор в ушах этот четкий щелчек винта по синей ленте. Как-то теплое с мягким... с какого бока тут цвет? А просто я был на красной позиции с синей лентой, а Володя на желтой позиции с зеленой. Надо же отмазку найти в мелочах. На самом деле соперник меня переиграл четко и чисто. За это я ему благодарен. И когда Сидоренко первым меня поздравил с четвертым местом - это было истинной мне наградой. Спасибо Володя.
Старты для меня закончились и на мой непритязательный характер весьмя удачно. Потому даже не слишком обратил внимание на дальнейшее развитие событий. На спорный бой с отрубом до начала боя. Хотя краем глаза его, т.е. бой, видел и считаю, что более жесткая позиция судей могла не привести к спору, но и судьям достало мудрости не доводить конфликт до эскалации.
Конечно, запомнилась феерия после последнего тура, когда в воздухе постоянно находились не менее четырех самиков - налетались всласть. Плюс дуэли между друзьями бойцами. Плюс все было круто!
Отдельно хочу отметить Адамыча. Такого великолепно подобранного музыкального ряда не припомню более нигде! Да и его плов был великолепен!
Когда в построении один из пилотов поприветствовал рукопожатием, просто сказав:"А я Валерий Светогор" - я то и не мог подозревать, что здороваюсь с чемпионом, а в силу своего достаточно узкого кругозора еще и с весьма заслуженным моделистом.
К слову, на стартах присутствовало, а точнее активно участвовали в соревнованиях аж три Чемпиона Мира по авиамодельному спорту. Вот такой статус у казалось бы небольшого по численности сотязания в Крыму.
Еще в период самого старта подошел Саша Каптюг, который участвовал в наших дорожно-ночных переговорах, расказал как все начиналось - историю крымского радиобоя. Пользуясь случаем, хочу передать его пожелание всем RC-бойцам всех регионов России и сопредельных стран активнее приезжать на старты в Крым, поддержать высокий уровень, по моему мнению, соревнований численым составом, массовостью увлеченных людей.
Влера примерил подиум еще до официальной части - там на первой ступеньке стояли все призы. А кто-то за подиумом поставил тапличку с поля - "Опасная зона".
На площадке было организовано два флагштока. Шутки ради скажу - это удобно экипажу победителю. Государственный флаг - пилоту. Стяг Крыма - механику. Или наоборот - по их желанию.
Замечу еще одно, не было ощущения заграничности.
Набор медалей и кубков порадовал. Золотой отлив был особенно хорош под любимым крымским солецем. А дипломы - весьма увесисты. Штучная работа - класс.
К моменту награждений пилотские ряды, как мне кажется порядели. Правда, это типичная ситуация на всех стартах - бывает дорога и длина суток весомей торжеств, сам такой. Что не может не радовать, так это то, что дипломами был отмечен нелегкий труд всех судей и специалистов обслуживавших ведение старта.
Награждение было радостным и кстати тоже четким и не затянутым. так приятно было быть соучастным этой исренней радости победителей.
Отмечу бронзу Кузнецова Виталия. Этот пилот прошел всех соперников с более совершенной техникой и был самым не удобным спаринг-партнером.
И огромное спасибо Главному судье соревнований - господину Миленину.
С нижайшим почтением, Сергей Дудин.
Про пилот пати скажу - было хорошо, но фото смотрите сами.
Все мои фото с поездки в Крым.
|